МОСТЫ СТРЕЛЕЦКОГО |
Строительство Днепрогэса предполагало возведение двух мостов над Новым и Старым Днепром, которые должны были соединить остров Хортицу с обоими берегами. Новые мосты должны были заменить разобранный Кичкасский мост и способствовать восстановлению железнодорожного сообщения Запорожья с Донбассом и Криворожьем.
Автором проектов новых мостов был Николай Станиславович Стрелецкий, член-корреспондент АН СССР с 1931г., профессор Московского инженерно-строительного института; автором архитектурного решения - известный архитектор В.А.Веснин. В качестве материала для изготовления конструкций мостов предполагалось использовать ферросилициевую сталь; заказ на их изготовление получили Витковицкие сталеплавильные заводы Чехословакии. Часть конструкций была собрана там же, часть на Днепропетровском металлургическом заводе им. Петровского. Мост через Старый Днепр строили чехи, а через Новый Днепр - днепростроевцы под руководством сормовского инженера Константинова, имевшего большой опыт строительства мостов в Сибири. Оба моста впоследствии нередко называли мостами Константинова.
Наблюдая за работой советских клепальщиков, американский инженер и бизнесмен Хью Купер с восторгом говорил: "Кто получил диплом на Днепрострое, тот будет ценным работником всюду. Я сам взял бы многих в Америку".
Через Новый Днепр был построен трехарочный мост длиной 715м и высотой 50м. Одноарочный мост через Старый Днепр имел протяженность 370м. В свое время это был самый большой однопролетный мост в Европе. Оба моста были двухъярусными. По верхнему ярусу проходила железная дорога, по нижнему - широкая шоссейная и автомобильная дорога с тротуарами по обе стороны для пешеходов. Движение по новой магистрали через остров Хортицу было открыто 6 ноября 1931г., в канун 14-й годовщины Октябрьской революции.
В годы Великой Отечественной войны судьба мостов Стрелецкого сложилась трагично. В августе 1941г. немецкие войска, заняв правый берег Днепра и остров Хортицу, рвались к Запорожью, где в это время шла эвакуация заводов. Чтобы не допустить врага в город, советское командование приняло решение 18 августа взорвать проезжую часть плотины у правого берега и мост через Новый Днепр. Огромная волна снесла немецкие переправы. К сожалению, в плавневой зоне острова Хортицы находилось значительное количество советских бойцов, которые не успели переправиться на левый берег, они также были снесены водой. Несколько позже мост через Старый Днепр был подорван политруком М.З.Бочаровым. Все это дало возможность продолжить почти на полтора месяца работы по эвакуации заводов и ценного оборудования на восток. Только после того, как последний состав оставил город, немцы вошли в Запорожье. Произошло это с 3-го на 4-е октября 1941 года.
Главная страница Оглавление раздела Гостевая книга |