Запорожье и города СНГ
На предыдущую страницуНа главную страницу

ИСТОРИЯ ЗАПОРОЖЬЯ. ЧАСТЬ 2

 

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4

С началом первой мировой войны положение рабочего класса Александровска, как и по всей стране в целом, намного ухудшилось. На предприятиях легкой и пищевой промышленности значительно сократилось производство. Более 30 процентов промышленных рабочих было мобилизовано в армию. Большинство предприятий сельскохозяйственного машиностроения переключились на военное производство — изготовляли конные повозки, санитарные двуколки, по­ходные кухни, корпуса снарядов, мин, бомб, ручных гранат и др.

В конце 1914 г. из Варшавы в Александровск перебазировались авторемонтные мастерские 3-го отделения Центральных автомастерских, а в 1915 г. оттуда же — завод акционерного общества Борман, Шведе и К (производил двуколки и др.), в 1916 г. — проволочный завод из Риги и завод авиационных моторов акционерного общества ДЕКА — из Петрограда. В городе отмечался большой наплыв беженцев, особенно во второй половине 1915 г. Поэтому с 1914 по 1917 г. население города увеличилось почти на 10 тыс. и составило к концу 1916 г. 72,9 тыс. человек.

Митингами и демонстрациями встретили трудящиеся Александровска известие о победе Февральской революции, свержении самодержавия. 27 февраля руководитель большевистской группы И. Т. Леппик на общем собрании рабочих завода авиационных моторов сообщил о событиях в Петрограде. Революционный подъем, вызванный в городе известием о свержении царизма, вылился в многотысячный митинг, состоявшийся 28 февраля. Рабочие во главе с большевиками прямо с митинга с красными знаменами и революционными песнями двинулись к тюрьме, разоружили охрану, освободили политических заключенных. Группа революционных солдат авторемонтных мастерских разоружила городскую полицию.

В ходе подготовки и во время выборов в городской Совет в Александровске развернулась острая политическая борьба. На состоявшихся 8 марта выборах городского Совета большинство мест в нем захватили меньшевики и эсеры. Они же протащили в Совет офицеров, в связи с чем он вначале назывался городским Советом рабочих, солдатских и офицерских депутатов. Вскоре по требованию рабочих и солдат офицеров из его состава вывели, и в названии Совета слово "офицерских" заменили на "крестьянских". В состав исполкома Совета, состоявшего из 20 человек, от большевиков был избран один депутат — И. Т. Леппик. Наряду с Советом возник т. я. временный исполнительный комитет — орган Временного правительства в составе 30 человек, куда вошли представители местной буржуазии, земства, чиновников, эсеров, меньшевиков. Действовал он в контакте с городской управой, земством, возглавил его комиссар Временного правительства.

По требованию городского Совета и фабзавкомов профсоюза правительственный военно-промышленный комитет и предприниматели ввели с 21 марта 1917 г. на всех заводах и фабриках Александровска 8-часовой рабочий день, а в предпраздничные дни — 7-часовой. 11 июня был создан городской Союз союзов, в состав руководства которого вошли и большевики. Под его воздействием рабочие многих предприятий провели собрания и забастовки, требуя прекращения увольнений рабочих и повышения заработной платы. Заводчики вынуждены были не только удовлетворить требования рабочих, ноя оплатить дни забастовки.

В течение сентября — октября не утихали экономические и политические забастовки. Они состоялись на 24 предприятиях города. На прошедших в октябре перевыборах Совета рабочие крупных александровских заводов голосовали за большевиков, в результате новый Совет почти наполовину состоял из больше­виков. В президиум Совета вошли И. Т. Леппик, Э. М. Малова, Н. С. Буфетов и П. П. Тимофеев. Делегатом на II Всероссийский съезд Советов был пос­лан большевик Н. С. Буфетов.

Значительным событием в жизни города и всего Александровского уезда стал выход 21 октября 1917 г. первого номера газеты "Александровская мысль" — органа городского Совета, ставшего трибуной боль­шевиков. Трудящиеся Александровска с огромным подъемом встретили весть о победе Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и создании Советского правительства во главе с В. И. Лениным. 26 ок­тября 1917 г. большевистский комитет призвал рабочих провозгласить в городе Советскую власть. Но борьба за Советскую власть была сложной, упорной и длительной.

Вооруженные отряды Центральной рады, укре­пившись к середине ноября 1917 г. в Александровске, начали разоружать солдат революционно настроенных частей, арестовывать большевиков и преданных делу революции рабочих. Тогда городской комитет РСДРП(б) развернул подготовку к вооруженному восстанию. Чтобы вооружить революционных рабочих, он обратился за помощью в Центральный Комитет партии, послав с этой целью в Петроград Н. С. Буфетова. Оружие он получил по распоряжению Я. М. Свердлова из арсеналов Тулы. Кроме того, часть оружия была получена из Екатеринослава и от возвращавшихся с фронта солдат.

Первые бои за власть Советов начались в Алек­сандровске ночью 12 декабря 1917 г., когда в город прибыли два эшелона моряков-черноморцев под ко­мандованием А. В. Мокроусова, возвращавшихся из-под Белгорода в Севастополь. На объединенном засе­дании Совета рабочих, солдатских и крестьянских де­путатов, заводских комитетов и Центрального заводского комитета профсоюзов А. В. Мокроусов заявил, что черноморцы, узнав о разоружении местных солдатских команд, прибыли им на помощь. Большевики создали военно-революционный штаб в составе И. Т. Леппика, А. В. Мокроусова, Н. С. Буфетова и Т. М. Михеловича. Бои с белогвардейцами и вооруженными отрядами Центральной рады длились до 15 декабря 1917 г. Но силы были неравными. Не­взирая на массовый героизм, рабочим и морякам пришлось отступить.

Провозглашение Украины Республикой Советов 12 (25) декабря и начатое 27 декабря вооруженное восстание в губернском центре Екатеринославе, завершившееся через два дня победой и установлением Советской власти, создали благоприятные условия для разгрома контрреволюции в Александровске.

В ночь с 1 на 2 января 1918 г. в городе началось вооруженное восстание. В установлении Советской власти большевикам Запорожья реальную помощь оказал братский русский народ. По указанию В. И. Ленина 2 января 1918 г. в Александровск прибыли балтийские моряки и красногвардейцы — рабочие Петрограда и Москвы. Одновременно в город вошли красногвардейцы Екатеринослава. Вместе с красно­гвардейскими отрядами города они после кратковременного боя заняли станцию Александровск-II, взяли под охрану железнодорожные мосты, пути и пристань на Днепре. Контрреволюционеры капитулировали. Красногвардейцам досталось много оружия и восемь броневиков. В тот же день (2 января) в городе была установлена Советская власть.

20 января 1918 г. состоялись выборы в городской Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, ставший по своему составу большевистским. Его воз­главил Т. М. Михелович. Через несколько дней в Александровске состоялся уездный съезд Советов, на котором произошло фактическое объединение городс­кого Совета рабочих, солдатских и крестьянских де­путатов с Советами крестьянских депутатов, отвечавшее интересам всех трудящихся и обеспечившее единство действий Советов как в городе, так и на селе.

Городской Совет в феврале — мае 1918 г. национа­лизировал крупные предприятия. Для руководства ими был создан Александровский народно-промышленный комитет. Ревком принял меры по налажи­ванию работы больниц и школ, кинематографа и библиотек, открыл несколько рабочих клубов. Органы Советской власти делали все возможное, чтобы облегчить положение рабочих. Военно-революционный штаб (создан 12декабря 1917г.) уже в январе 1918г. обложил местную буржуазию контрибуцией в 500 тыс. руб. Была конфискована квартплата у домовладельцев-капита­листов и помещиков. Эти средства использовались для помощи безработным и на другие нужды.

В связи с вторжением германо-австрийских войск на территорию Советской Украины городской комитет РСДРП(б) и Александровский Совет приступили в конце февраля 1918 г. к формированию боевых от­рядов из числа рабочих крупных предприятий. К концу марта в городе записалось в Красную Армию около 500 человек. Во второй половине марта значительная часть александровских отрядов (более 1300 человек) ушла на фронт.

Войска иностранных оккупантов и вооруженные отряды Центральной рады в конце марта 1918 г. приблизились к Александровску. Более двух недель партизанские и красноармейские отряды держали оборону, но превосходящие силы врага вынудили их отойти. Оставив в городе подпольный комитет во гла­ве с И. А. Гавриловым, Александровский городской комитет РСДРП(б) перебазировался в Воронеж.

Захватив город, оккупанты установили здесь же­стокий режим. Они закрывали предприятия, грабили город и близлежащие села, вывозили в Германию хлеб, скот, промышленное сырье и ценное оборудование. Большевики-подпольщики организовали саботаж на железнодорожных станциях, устраивали забастовки.

Под Александровском и в самом городе активно действовали партизанские отряды (около 1 тыс. человек).

В конце ноября 1918г. германо-австрийские оккупанты оставили Александровск, но его захватили пет­люровцы. В середине декабря 1918г. александровские боевые отряды с помощью подоспевших красноармейских частей разгромили петлюровцев. Возобно­вили работу органы Советской власти. В помощь городской и уездным партийным организациям Цент­ральный комитет РКП (б) по указанию В. И. Ленина прислал 150 опытных партийных работников и передовых рабочих из Москвы и Петрограда.

...Гражданская война продолжалась. В связи с наступлением деникинцев в Александровске был срочно сформирован красноармейский полк, в состав которого влилось большинство коммунистов и комсомольцев города. Полк немедленно выступил на фронт.

После ожесточенных боев, под напором превосходящих сил врага, 10 июля 1919г. красноармейские части оставили Александровск.

Пребывание деникинцев в городе сопровождалось погромами, грабежами и расстрелами.

Несколько раз — в сентябре, октябре и ноябре 1919 г. Александровск захватывали действовавшие в уезде махновцы, которые, как и белогвардейцы, грабили город. Так, в середине ноября махновцы наложили на него контрибуцию в размере 50 млн. руб. и 10 тыс. пар белья.

5 января 1920 г. бойцы 397-го полка 45-й стрелковой дивизии 14-й советской армии (начдив И. Э. Якир) освободили Александровск от белогвардейцев.

После "хозяйничанья" деникинцев и махновцев в городе царила разруха, заводы не работали, свирепствовала эпидемия тифа. В январе 1920 г. им было поражено около 15 тыс. человек, т. е. четверть населения города.

Восстановление и упрочение Советской власти требовали создания новых и укрепления действовавших партийных организаций, ибо количество коммунистов в городе к этому времени уменьшилось наполовину. К концу января 1920 г. в Александровской организации РКП(б)У насчитывалось уже 150 коммунистов. Большую воспитательную работу среди населения города и уезда провели в марте — июне 1920 г. работники штаба 13-й советской армии, где работал брат В. И. Ленина — Д. И. Ульянов.

Но мирная передышка была недолгой. Во второй половине июня 1920 г. врангелевские войска ворвались в пределы Александровского уезда. Все комму­нисты и 55 комсомольцев объявили себя мобилизованными, профсоюзы мобилизовали на фронт 100 рабочих. В августе — октябре 1920 г. части 13-й и 6-й стрелковых и 2-й Конной армий вели упорные бои с превосходящими силами врангелевцев, которые со 2 по 4 августа и с 17 сентября по 23 октября — захватывали Александровск. 23 октября советские части окон­чательно выбили из города белогвардейцев. При этом был взят в плен 4-й Дроздовский полк в составе 4 тыс. человек, разбиты отборная конница Врангеля и 1-й армейский корпус. В городе окончательно установилась Советская власть.

Имена борцов за Советскую власть стали бессмертными. Ими названы улицы и площади в Жовтневом районе города. Среди них — сын эстонского народа литейщик И. Т. Леппик, руководитель александровского пролетариата, первый чекист Александровска; А. Е. Анголенко — рабочий, член подпольной большевистской группы на заводе авиамоторов, ак­тивный участник Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, убитый белобандитами; В. Дробязко — 19-летний комсомолец, рабочий Екатерининских железнодорожных мастерс­ких, разведчик, погибший в бою с белогвардейцами в августе 1919 г.; И. К. Грязнов — участник разгрома Колчака и Врангеля, командир 30-й Иркутской ди­визии им. ВЦИК. Павшие герои Октября и гражданс­кой войны в феврале 1918 г. — марте 1919 г. похоронены в братской могиле на площади Свободы. Здесь покоится прах работника горкома партии М. Кравцова, организатора александровских комсомольцев В. Осита, 22 бойцов бронепоезда, павших в неравном бою с белогвардейцами и восьми петроградских боль­шевиков. Позднее сюда перенесены останки комис­сара Красной гвардии города А. Плетнева, а также 12 красногвардейцев, погибших от рук махновских бан­дитов. В 10-ю годовщину Октября на братской могиле воздвигнут памятник, а в ноябре 1965 г. здесь зажжен Вечный огонь.

С образованием в июле 1920 г. Александровской губернии Александровск стал губернским центром. Здесь развернули работу губернский партийный ко­митет и губревком. В городе выпускали бюллетени УкрРОСТА, выходила газета "Известия" Александ­ровского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Программой деятельности партийных и советских органов по ликвидации хозяйственной разрухи явились решения Х съезда РКП (б) об осуществ­лении новой экономической политики.

Решать эти вопросы приходилось в весьма сложных условиях. Заводы стояли в запустении, многие из них были частично или полностью разрушены, количество кадровых рабочих уменьшилось почти втрое, значительная часть их разбрелась по селам в поисках случайного заработка. Железнодорожные мосты — Кичкасский через Днепр, а также через р. Московку — были взорваны, город оказался отрезанным от глав­ных центров страны. Не хватало хлеба и топлива.

Постепенно возрождались заводы и фабрит, которые получили номерные наименования (шенвизские заводы — Леппа и Вальмана стали называться заводом № 1, Коппа — № 3; Борман, Шведе К° — № 12; Коппа и Гелькера — № 13). Был создан трест, куда вошли все предприятия, образовав т. н. большую и малую группы заводов.

Завод сельхозмашиностроения № 3 возобновил работу 18 марта 1921 г., в день 50-летия Парижской Коммуны. На митинге, состоявшемся по этому поводу, рабочие внесли предложение в честь героического подвига парижских коммунаров присвоить ему имя "Коммунар".

В начале 1921 г. возобновил производство нефтя­ных двигателей Кичкасский завод № 14, директором которого был назначен рабочий коммунист Д. А. Велик. Стремясь помочь селу, рабочие завода решили создать первый отечественный трактор как символ осуществления идеи Ильича о 100 тысячах тракторов для Советской России. 10 марта 1923 г. изготовленный трактор "Запорожец" № 1 после испытаний был от­правлен в подарок В. И. Ленину.

В марте 1921 г. по просьбе трудящихся города ВУЦИК переименовал Александровск в Запорожье, а губернию — в Запорожскую. Экономика города постепенно крепла, принимались меры к восстановлению мостов, железнодорожного транспорта, заводов, жилья.

В 1921 г. юг Украины, в т. ч. Запорожскую губернию, поразила засуха. В Запорожье голодало 16 процентов населения. Заводские партийные и профсоюзные организации взяли на учет всех голодающих ра­бочих, а также безработных и детей, оказывали им помощь путем организации общественного питания и отчисления части заработка. Однако многие семьи (около 6 тыс. человек), спасаясь от голода, выехали в другие губернии, и население города сократилось.

В декабре 1922 г. Запорожье вошло в состав Екатеринославской губернии, а в марте 1923 г. город стал центром образованного Запорожского округа.

В 1923 г. произошло переименование ряда предприятий: проволочно-гвоздильного — в "Интерна­ционал", № 5 (бывшего Мариинского) — в "Пролетарий", № 6 (бывшего Екатерининского) — в "Крас­ная звезда" и др. Начали выпускать продукцию ав­торемонтные мастерские, городская электростанция (около 500 лошадиных сил), типография, также полу­чившая название "Коммунар" и др. Возобновил вы­пуск авиационных двигателей моторостроительный завод.

Уже в 1923/24 хозяйственном году заводы "Сельмаштреста" в целом достигли производительности 1913 г., а в 1924/25 хозяйственном году — превзошли ее на одну треть. К концу восстановительного периода в Запорожье работали 32 чугунолитейных и металло­обрабатывающих предприятия, 6 заводов сельскохо­зяйственного машиностроения, 8 крупных тепловых мельниц и крупорушек, 6 маслозаводов, 5 кожевенных заводов, табачная, конфетная, деревообрабатывающая и ситценабивная фабрики, спирто-водочный, хлебный и колбасный заводы.

В годы нэпа оживилась деятельность мелких предприятий и ремесленных промыслов. В 1925 г. в городе действовали 624 мелких предприятия, работало 650 торговых предприятий, в т. ч. 100 государственных, 82 кооперативных, остальные — частные.

Возрождение экономики города способствовало росту населения. К концу 1925 г. здесь проживало 47,5 тыс. человек.

Исключительно важную роль в рождении нового, социалистического города Запорожья, каким он стал в годы первых довоенных пятилеток, сыграло сооружение Днепрогэса им. В. И. Ленина и комплекса металлургических заводов.

В ноябре 1926 г. Политбюро ЦК КП(б)У образовало Комитет содействия Днепрострою при ВУЦИК во главе с В. Я. Чубарем. В 1926 и в 1927 годах Совнарком СССР и Совет Труда и Обороны приняли решения о начале строительства Днепрогэса, отнеся его к первоочередным стройкам страны. 8 марта 1927 г. на строительную площадку Днспростроя прибыли первые грабари и плотники, а через неделю здесь про­гремели первые скальные взрывы, возвестившие о начале штурма Днепра.

Вся страна строила Днепрогэс. На многочисленных собраниях и митингах трудящиеся принимали решения о моральной и материальной поддержке великой стройки, отчисляя в фонд строительства часть своего заработка, организовывали сбор добровольных взносов по подписным листам. Уже к 1 апреля 1927 г. они внесли в фонд Днепрогэса более 1 млн. руб. Из Белоруссии и северных районов страны шел на строй­ку лес, Азербайджан обеспечивал ее нефтью, Донбасс — углем, Приднепровье — металлом, харьковские машиностроители — железными конструкциями, мо­сковский завод "Динамо" — электрооборудованием, ленинградский завод "Электросила" изготовил четыре главных генератора по 62 тыс. кВт. Стройка постоянно получала строительные механизмы.

Электростанция строилась в основном руками молодежи, составлявшей 70 процентов строителей. К 1932 г. здесь насчитывалось свыше 7,5 тыс. комсомольцев.

На 2-й сессии ВУЦИК, состоявшейся на Днепрострое 27 ноября 1929 г., строители Днепрогэса взяли обязательство завершить сооружение Днепрогэса на 7 месяцев раньше срока — к 1 Мая 1932 г.

Свое слово они сдержали. В Первомай 1932 г. первый генератор станции дал промышленный ток; 10 октября 1932 г. днепростроевцы вместе со всем советским народом праздновали пуск первой очереди гидроузла, по их просьбе тогда же станция названа именем В. И. Ленина.

На митинге, посвященном этому знаменательному событию, от имени Коммунистической партии и Советского правительства 30-тысячный коллектив стройки горячо приветствовали М. И. Калинин и Г. К. Орджоникидзе, от Компартии и Правительства Украины — С. В. Косиор, Г. И. Петровский и В. Я. Чубарь.

Партия и правительство высоко оценили трудовой героизм коллектива Днепростроя. 73 строителя были награждены орденами Союза ССР, в т. ч. 41 человек — орденом Ленина, среди них — автор генерального проекта И. Г. Александров, начальник строительства А. В. Винтер, главный инженер Б. Е. Веденеев, секретарь парткома Е. Г. Макар, ударники Н. И. Гапоненко, М. В. Жукова, Е. М. Романько, В. И. Урванов, Закир Тагеров, Д. С. Гаркуша, А. А. Дмитрусенко и другие. За самоотверженный труд на строительстве орденом Ленина награждена комсомольская органи­зация Днепростроя.

Энергия Днепровской ГЭС им. В. И. Ленина вдох­нула жизнь в предприятия Запорожья, Днепропет­ровска, Днепродзержинска, Кривого Рога, Никополя, Донбасса, многим сельскохозяйственным районам Приднепровья и Донбасса.

Для связи с Криворожским железорудным бассейном была построена новая железнодорожная магистраль с двумя двухъярусными мостами через новое и старое русло Днепра. В черте города появилось несколько новых железнодорожных станций — "Запорожская Сечь" на о. Хортица, ж.-д. узел Запорожье-Левое и другие.

С пуском Днепрогэса открылось сквозное судо­ходство по Днепру. Плотина станции подняла воды Днепра на 37,5 метра, создав бассейн емкостью 3 млрд. куб. метров, который покрыл все пороги. Самый опасный из них — Ненасытец — оказался на глубине 14 метров. 1 мая 1933 г. через Днепровский трехкамерный шлюз прошел первый пароход пассажирской линии Киев — Херсон.

Почти одновременно с сооружением Днепровской гидроэлектростанции развернулось строительство крупного промышленного комплекса черной и цветной металлургии. Главным стало сооружение Днепровского промышленного комбината, куда первоначально входили заводы: листовых сталей (впоследст­вии "Запорожсталь"), коксохимический, шамотный, ферросплавов, ремонтно-механический (РМЗ), алю­миниевый комбинат, завод инструментальных сталей (будущий "Днепроспецсталь") и др. Комбинат, строительство которого развернулось в 1931 г., по своим масштабам должен был стать самым крупным в то время в Европе.

22 января 1931 г. на промплощадке Днепрокомбината ударные бригады татарина 3. X. Хайруллина и украинца И. С. Цымбала уложили в котловане первые бадьи бетона. 1 мая 1932 г. было завершено строительство основных цехов ремонтно-механического завода, а 10 октября выдал первую плавку электросталепла­вильный цех завода инструментальных сталей. Плавку провела в присутствии М. И. Калинина и Г. К. Орджоникидзе комсомольская бригада старшего сталевара И. М. Гарикова. Сооружение этого предприятия положило начало возникновению на Украине электрометаллургии как отрасли металлургической промышленности. В сентябре 1932 г. начал выпускать продукцию шамотный завод, а спустя год — заводы ферросплавов и электродный. Самый крупный во всем металлургическом комплексе металлургический завод (позднее "Запорожсталь") начал действовать 16 ноября 1933 г., когда была задута первая — комсомольская — домна, по мощности уступавшая лишь домнам Магнитогорска.

В мае 1934 г. "Днепрокомбинатстрой" расформи­рован. Сооруженный в 1931—1934 гг. Днепровский алюминиевый комбинат в составе алюминиевого, глиноземного и электродного заводов вошел в подчинение Главалюминия. Строящиеся заводы — металлургический, инструментальных сталей, ферросплавов, шамотный, а также РМЗ объединились в комбинат под названием "Запорожсталь".

В декабре 1935 г. сдан в эксплуатацию первый в стране Днепровский магниевый завод, быстро наращивавший производственные мощности. В апреле 1939 г. он удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

В 1939 г. заводы комбината "Запорожсталь" стали самостоятельными предприятиями с такими названиями: "Запорожсталь" им. Серго Орджоникидзе (металлургический завод); электрометаллургический завод "ЗИС" переименован в "Днепроспецсталь" (впоследствии — имени А. Н. Кузьмина); завод огнеупоров (бывший шамотный); завод ферросплавов. Полное развитие "Запорожстали" должно было завершиться в 1942 г., а в 1940 г. запорожсталевцы выплавили 780 тыс. тонн чугуна, почти столько же стали, прокатали 535 тыс. тонн стального листа, что составило 70 процентов его выпуска в стране. Завод возглавил видный металлург А. Н. Кузьмин. По-ударному рабо­тал коллектив "Днепроспецстали". В 1940 г. количество выпущенной электростали в 7,8 раза превысило выпуск 1933 года.

Днепровский алюминиевый завод имени С. М. Кирова в 1938 г. выпустил продукции больше, чем все алюминиевые заводы Франции, Италии и Польши вместе взятые. Успешно трудился коллектив Днепровского электродного завода. В 1941 г. предприятие удостоено звания "Лучший электродный завод СССР". Родина получила первые тонны высококачественного отечественного карборунда, выданного вступившим в строй Днепровским карборундовым заводом (позднее — заводом абразивных изделий). Кроме упомянутых, в предвоенные годы в Запорожье работали заводы: кислородный, радиаторный, транспортного машиностроения, много предприятий легкой и пищевой промышленности.

Созданный в Запорожье в годы первых пятилеток мощный индустриальный комплекс позволил ликвидировать экономическую зависимость СССР от капи­талистического мира по многим важнейшим видам продукции, в частности, по листопрокату, подшипниковой стали, цветным металлам. Уже к 1937 г. здесь производилось 60 процентов алюминия, выпускаемого в стране, 60 процентов ферросплавов, 100 процентов магния и около 20 процентов стального листа. К 1941 г. выпуск этой продукции почти удвоился.

Одновременно со строительством Днепрогэса и комплекса металлургических предприятий осуществлялась коренная реконструкция старых заводов, среди которых самым крупным был "Коммунар", ставший первенцем советского комбайностроения. Летом 1930 г. коммунаровцы изготовили два первых комбай­на, один из которых был отправлен в Москву в подарок XVI съезду партии. Уже в 1932 г. страна отказалась от импорта зарубежных комбайнов. По всем показателям отечественный комбайн "Коммунар" превосходил зарубежные, а себестоимость уборки хлеба этим комбайном была вдвое ниже, чем при уборке жатками. За выдающиеся заслуги в налаживании массового производства комбайнов в сентябре 1931 г. 11 тружеников завода были награждены орденом Ленина, среди них М. Л. Ветчинкин, М. М. Варивода, А. Ф. Колесник, А. 3. Обухов и другие. Награды вручил в мае 1932 г. здесь же на предприятии М. И. Калинин. После реконструкции успешно работали проволочно-гвоздильный завод "Интернационал" и механический завод имени Войкова. Судоремонтные мастерские преобразованы в судоремонтный завод, бывшие Екатерининские железнодорожные мастерские — в паровозо­ремонтный, а Южные железнодорожные мастерские — в механический завод. Паровые мельницы, хлебопекарни, предприятия промышленной кооперации так­же подверглись преобразованию. Общее количество рабочих, занятых только на государственных пред­приятиях, по сравнению с количеством промышленных рабочих дореволюционного Александровска возросло в 10,8 раза и составило более 63 тыс. человек.

За годы довоенных пятилеток Запорожье превра­тилось в один из крупнейших промышленных и культурных центров Советской Украины. В городе широко развернулось жилищное и социально-культурное строительство. В 1928 г. на правом берегу Днепра, вблизи будущей гидроэлектростанции, были возведены первые капитальные одноэтажные дома. Одновременно сооружалось много строений барачного типа. В следующем году началась застройка центральной магистрали нового города на левом берегу Днепра, возле плотины Днепрогэса, на расстоянии 15 км от бывшего старого Александровска — т. н. шестой поселок. Здесь вырастали трех- и четырехэтажные капитальные дома. Спустя год их было уже более ста. Государственный институт проектирования городов УССР разработал в 1932 г. генеральный план застройки Запорожья с учетом развития промышленности и городского хозяйства и последующего слияния нового и старого города.

В начале 1939 г. город стал областным центром, что благотворно сказалось на его дальнейшем экономическом и культурном развитии. В конце 1940 г. в Запорожье проживало более 300 тыс. человек. Чтобы ускорить решение жилищной проблемы, городской Совет всемерно способствовал индивидуальному жилищному строительству. Так возникли новые рабочие поселки — Первомайский, Зеленый Яр и др. Шла застройка легендарной Хортицы, где в 1930 г. развернул работу Запорожский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института электрификации сельского хозяйства, экспериментальное хозяйство которого занимало свыше 2 тыс. га земли. На острове разместились также десятки пионерских лагерей, заводских домов отдыха, детский дом, школа.

Быстро развивались все отрасли городского хозяйства. В 1940 г. город располагал хорошо разветвленной водопроводной сетью протяженностью 226 км, что обеспечивало подачу более 40 тыс. куб. метров воды в сутки (130 литров на каждого жителя). Канализационная сеть протянулась на 76 км. Все улицы в новой и старой частях города были озеленены, замощены и освещены. Важным средством городского транспорта стал трамвай, длина линий которого составляла 75 км. Парки, скверы и сады города занимали 324,9 га. Действовали три радиоузла, городская телефонная станция на 7750 номеров.

С каждым годом расширялась сеть лечебных и оздоровительных учреждений города. В 1941 г. действовали 25 амбулаторий и поликлиник, в т. ч. 2 школьные, 11 больниц на 2350 коек, 3 родильных дома и 9 женских и детских консультаций, 2 санатория на 270 коек, 16 заводских медицинских пунктов, 4 санитарно-эпидемиологические станции и др. За годы Советской власти расходы только на охрану здоровья увеличились в 76 раз по сравнению со всем бюджетом города за 1913 г. В 1941 г. в Запорожье работали около 500 врачей и 1200 работников со средним медицинским образованием.

За довоенные годы в Запорожье были построены 33 школьных здания, 21 комплекс детских садов и 2 детских дома. Благодаря этому уже в 1928-29 учебном году 80 процентов детей школьного возраста были охвачены учебой. К концу первой пятилетки завершился переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Тысячи специалистов средней квалификации готовили металлургический, химико-алюминиевый, авиационный и вечерний энерготехнический техникумы, педагогическое и музыкальное училища, две фельдшерско-акушерские школы и две школы медицинских сестер.

Запорожье стало одним из крупных научных центров Советской Украины. Еще в 1930 г. на базе техникумов созданы машиностроительный, педагогический и учительский институты. За предвоенные годы здесь для народного хозяйства страны были подготовлены тысячи инженеров-металлургов, машиностроителей, учителей. Важную работу осуществляли Запорожский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства и созданный в 1939 г. институт усовершенствования квалификации учителей.

За довоенные пятилетки Запорожье обогатилось многочисленными учреждениями культуры. В новой части города открылись дворцы металлургов, работников цветной металлургии — им. С. М. Кирова, в старой части города — дома культуры им. Дробязко, им. Т. Г. Шевченко и еще 30 домов культуры и клубов предприятий.

С 1931 года в Запорожье работал украинский драматический театр им. М. К. Заньковецкой, в труппе которого были известные мастера сцены, действовали Запорожская областная филармония и государственный цирк; излюбленными местами отдыха трудящихся были парки культуры и отдыха металлургов, "Дубовая роща" и другие.

Значительное развитие получили в городе физкультура и спорт, оборонно-массовая работа. К началу 1941 г. здесь действовали 6 стадионов, 8 спортивных залов, 6 водных станций на Днепре, детская спортивная школа; 38 спортивных коллективов объединяли 7 тыс. человек. Здесь выросли такие известные мастера, как чемпион мира тяжелоатлет М. Д. Касьяник, чемпион СССР в метании молота И. М. Козырь, чемпион Украины в метании копья Н. И. Митрофанов и др.

Далее...

Главная страница         Оглавление раздела         Гостевая книга
Наши ресурсы:
Бесплатный ВИДЕОЧАТ ЧаТинеТ - Запорожский чат
Альбом КРАСОТЫ - частные фото
Kiss.zp.ua - портал знакомств
Запорожский форум
Copyright © 2000-2009 by TiNet.
Автор сайта, фотографии, дизайн и программирование - Андрей М.
Информация для рекламодателей