Запорожье и города СНГ
На предыдущую страницуНа главную страницу

ИСТОРИЯ ЗАПОРОЖЬЯ. ЧАСТЬ 4

 

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4

Фронт отодвигался все дальше на запад, и в горо­де, где после оккупации осталось лишь 65 тыс. чел. населения, широко развернулись восстановительные работы. Городская партийная организация в конце 1943 г. насчитывала 783 коммуниста, объединенных в 61 первичной партийной организации. Горком партии и горсовет направляли усилия трудящихся на возрож­дение разрушенного врагом энергетического сердца Приднепровья — Днепрогэса им. В. И. Ленина, гиган­тов металлургии, машиностроительных предприя­тий, а также легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства и жилищного фонда. Вдох­новленные победами Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками, запорожцы — главным образом женщины, подростки — трудились с невидан­ным энтузиазмом. Там, где не было механизмов, вручную расчищали завалы, ремонтировали пригод­ные сооружения. Рабочие "Коммунара" еще в конце 1943 г. развернули восстановительные работы. В на­скоро возрожденных цехах они выполняли различные ремонтные работы для фронта, а позднее наладили выпуск боеприпасов и запчастей для зерновых ком­байнов. В 1944 г. здесь была пущена половина основ­ных цехов, что позволило начать выпуск молотилок, других сельскохозяйственных машин и запасных ча­стей к ним. В течение 1944 г. были восстановлены и начали работать основные цехи паровозоремонтного завода. Коллектив инструментального завода им. Вой­кова организовал производство окопных печек для фронта. Наряду с этим рабочие большинства пред­приятий восстанавливали жилищный фонд, городское коммунальное хозяйство. Так, коммунаровцы восста­новили гостиницу "Южная", 2 тыс. кв. метров жилья, городскую насосную станцию 2-го подъема, 12,5 км трамвайной магистрали и 16 трамвайных вагонов; 2 столовые, подшефную школу № 14, полностью разрушенную оккупантами. Энергетики восстановили вы­соковольтную линию электропередачи Донбасс — За­порожье, и город получил электроэнергию.

Чтобы приблизить день победы над врагом, за­порожцы из своих личных сбережений в 1944 г. внесли в фонд обороны на строительство авиаэскадрильи "Освобожденный запорожец" и танковых колонн свы­ше 5 млн. руб., приобрели облигаций военного займа более чем на 16 млн. рублей.

В 1944 г. Государственный Комитет Обороны при­нял постановления о восстановлении Днепровской гидроэлектростанции им. В. И. Ленина и металлур­гических предприятий юга. Город стал сплошной строительной площадкой. Начальником Днепростроя был назначен Ф. Г. Логинов — заместитель наркома электростанций СССР, главным инженером — вид­ный гидростроитель И. И. Кандалов.

С марта 1944 г. началась героическая эпопея вос­становления Днепрогэса. Только в августе 1944 г. на стройку прибыло 9 тыс. человек, в т. ч. 1 тыс. ко­мандированных наркоматами. Здесь были сооружены бетонный и камнедробильный заводы, введены в действие механический завод и лесозавод, обслужи­вавшие стройку. К концу 1944 г. закончились подго­товительные работы, и коллектив Днепростроя, на­считывавший 11 тыс. строителей, приступил к восста­новлению плотины, шлюза и гидростанции. В 1945 г. армия строителей возросла более чем в два раза. Кро­ме того, на вспомогательных работах здесь в разнос время года трудилось 26 тыс. колхозников и рабочих из других городов Запорожской области, которые от­работали на восстановлении ГЭС 137 тыс. человеко-дней.

ЦК ВКП(б) и правительство Союза ССР, а также ЦК КП(б)У и правительство Советской Украины ока­зывали повседневную помощь в восстановлении го­рода, его разрушенного хозяйства. На помощь трудя­щимся Запорожья пришли братские народы Советско­го Союза. Так, труженики Омской области прислали сюда 200 металлообрабатывающих станков, 79 ваго­нов строительного леса, много одежды, обуви, продо­вольствия, школьных учебников и др. Машины, обо­рудование, строительный материал направляли тру­дящиеся Москвы, Орехово-Зуева, Куйбышева, Томс­ка, а также Азербайджанской ССР, Узбекской ССР, Армянской ССР.

Яркий пример братской помощи украинскому на­роду показывали рабочие, инженеры и ученые Ленинграда, еще не преодолевшего тяжелых последствий блокады. Коллективы заводов металлического и "Электросила" в сотрудничестве с новокраматорцами и уралмашевцами изготовили гидротурбины и гидро­генераторы для Днепрогэса. Большую помощь восста­новителям Днепрогэса оказывали трудящиеся других областей УССР. В целом в его восстановлении приня­ли участие 120 заводов и фабрик страны. Из братских республик сюда прибыло около тысячи эшелонов с техникой и оборудованием.

Наращивались темпы в восстановлении жилищ­ного фонда, городского хозяйства, учебных и куль­турно-просветительных учреждений. В городе ко вре­мени завершения Великой Отечественной войны бы­ло отстроено около 80 процентов разрушенных жилых до­мов, сооружено 28 тыс. кв. метров нового жилья, на­лаживалось коммунальное хозяйство. Протяженность трамвайной линии достигла 14 километров. По­степенно возобновляли работу учреждения здравоох­ранения, народного образования, культуры. Ко дню первой годовщины освобождения города уже действо­вали 20 медицинских заведений. Открылись 49 школ, 12 детских дошкольных учреждений. Развернули ра­боту два медицинских училища, алюминиевый тех­никум, педагогический и учительский институты. В городе работали 32 рабочих клуба, много красных уголков, 7 библиотек, 11 киноустановок. В 1944 г. начали действовать украинский музыкально-драма­тический театр им. Щорса, театр кукол, цирк, обла­стная филармония, дом народного творчества. Уже в 1945 г. предприятия города выпустили машин, инст­румента, одежды, обуви, пищевых продуктов и др. на 78,5 млн. руб.

Учитывая сложность задач, поставленных перед Запорожской областной и городской партийными ор­ганизациями, ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У оказывали действенную помощь в укреплении их руководящими партийными кадрами. На пленумах Запорожских об­кома и горкома партии (30 августа, 12 сентября 1946 г.) первым секретарем обкома и горкома избран Л. И. Брежнев, по специальности инженер-метал­лург, в предвоенные годы — секретарь Днепропет­ровского областного комитета КП(б)У. Для усиления организаторской и политической работы на стройке в октябре 1946 г. был создан Днепростроевский райком партии, подчиненный непосредственно обкому пар­тии. К этому времени партийная организац.ия строи­телей состояла из 1103 коммунистов.

3 марта 1947 г. первый агрегат Днепрогэса дал промышленный ток, что знаменовало большую побе­ду восстановителей станции. Но предстояло еще вы­полнить огромный объем работ. Обком и горком пар­тии приняли все меры к тому, чтобы за кончить восста­новление первой очереди Днепрогэса в назначенный срок. В 1947 г. днепростроевцы досрочно выполнили свои социалистические обязательства: 8 июня был за­действован шлюз — корабли и баржи пошли вверх и вниз по Днепру; 23 октября принял промышленную нагрузку второй агрегат Днепрогэса, а 13 декабря — введен в эксплуатацию третий. К началу 1948 г. стан­ция дала свыше 700 млн. кВт. час электроэнергии. 12 июня 1950 г. вступил в строй последний, девятый аг­регат.

Важную роль в успешном завершении возрожде­ния первой очереди Днепрогэса сыграло умело орга­низованное социалистическое соревнование. В 1945г. днепростроевцы активно включились в начатое по инициативе металлургов Магнитогорска и Кузнецка соревнование в честь победы Советского Союза над гитлеровской Германией и империалистической Япо­нией. По условиям соревнования право носить звание "бригада Победы" присваивалось коллективу, кото­рый выполнял производственную норму не ниже чем на 170 процентов, систематически повышал технические знания, экономил материалы, электроэнергию, инст­румент. Образцы мужества и трудового героизма показывали бригады бетонщиц П. П. Коробовой, А. С. Лошкаревой, П. П. Шило, Т. И. Черемискиной, М. С. Сухенко. Е. И. Недякиной. Они укладывали по 170 и более куб. метров за смену, что составляло 270 проц. дневного задания. Эти бригады, а также бригады монтажников Ф. Т. Друшляковой и А. Д. Евграфова, бурильщиков К. К. Каблучко и П. И. Канцелярист, электромонтеров Ф. Г. Кубы и других — всего 32 коллектива — завоевали звание "бригада Победы".

Образцы трудового героизма проявляли многие рабочие династии. Девять сыновей вырастила Ф. А. Андриенко. В годы борьбы против фашизма братья ушли на фронт. Об этой матери говорили: ей повезло — не вернулся с войны только один сын. Все они самоот­верженно сражались с врагом, были удостоены пра­вительственных наград, и так же трудились на восста­новлении Днепрогэса. Четверо — Максим, Иван, Фе­дор, Григорий — бригадирами, Леонид — старшим механиком, остальные — рядовыми, и все они были стахановцами.

Коммунистическая партия и Советское прави­тельство высоко оценили труд днепростроевцев. Ука­зом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ап­реля 1948 г. строительно-монтажное управление "Днепрострой" награждено орденом Ленина; 645 строителей удостоены орденов и медалей, в т. ч. орде­на Ленина — П. П. Шило, П. П. Коробова, Т. И. Черемискина и А. С. Лошкарева, А. Д. Евграфов и А. А. Вивтинец, руководители производственных участков инженеры А. С. Хохлов, Г. А. Шацкий, К. И. Мельниченко и прораб О. И. Бабанина. Вторым орденом Ленина был отмечен старый днепростроевец — начальник отдела главного механика А. Г. Иванов. За усовершенствование методов строительства он удо­стоен Государственной премии СССР 1947 года.

Благодаря творческому труду советских инжене­ров, техников и рабочих, шесть гидротурбин, изготов­ленных ленинградцами и новокраматорцами, оказа­лись более совершенными по сравнению с тремя пер­выми американскими, что позволило увеличить мощ­ность Днепрогэса против довоенной на 90 тыс. кВт. Уровень воды в Днепре был поднят на 38,5 м. По 11 линиям электропередачи станция ежегодно начала давать стране 3,5 млрд. кВт-час электроэнергии. За коренное усовершенствование методов восстановления Днепрогэса в марте 1951 г. звание лауреатов Госу­дарственной премии СССР в области гидротехники присвоено начальнику строительства Ф. Г. Логинову, главному инженеру И. И. Кандалову, главному ар­хитектору Г. М. Орлову, главному механику А. Г. Ива­нову, инженерам П. А. Медведеву, К. И. Мельничен­ко, Б. И. Даниловичу и бригадиру электромонтаж­ников П. И. Синявскому. За годы восстановления Днепрогэса в многотысячном коллективе выросли вы­сококвалифицированные специалисты-гидрострои­тели. Впоследствии многие из них сооружали еще бо­лее мощные гидроэлектростанции в Сибири, на Волге, Днепре, в т. ч. Днепрогэс-2.

В 1944 г. начались работы по восстановлению ме­таллургических предприятий, прежде всего "Запорожстали". В первую очередь восстанавливались цехи ремонтно-механического завода, системы электроводоснабжения, подсобного хозяйства. Восстановление "Запорожстали" было объявлено ударной стройкой 1947 года.

Вся страна помогала возрождать "Запорожсталь". Рядом со стройплощадкой стояли палатки с надпи­сями: "Горький", "Рига", "Ташкент", "Дальний Вос­ток" — в них жили члены строительных бригад. С Урала и из Сибири возвращалось многое из прежнего оборудования "Запорожстали", поставлялось новое. 30 металлургических заводов страны помогали свое­му собрату. 210 предприятий выполняли заказы заво­да и стройки. Из 70 городов Советского Союза на поез­дах, пароходах и самолетах доставлялось оборудова­ние. Из Горького шли грузовики, Архангельск постав­лял шпалы, Ярославль — электромоторы, Баку и Грозный — битум и другие нефтепродукты. Станки поступали из Москвы, рельсы из Кузнецка, лес из Белоруссии.

Запорожстроевцы горячо поддержали призыв ле­нинградцев о досрочном завершении производствен­ного плана 1947 г. и достойной встрече 30-й годов­щины Великой Октябрьской социалистической рево­люции. Годовой план 1947 г. они выполнили к 30-й годовщине Великого Октября, завершив восстанов­ление первой очереди "Запорожстали": в июне—сен­тябре были пущены домна № 3, ТЭЦ, трубовоздуходувная станция, слябинг, тонколистовой цех горя­чей прокатки л цех холодной прокатки. Горьковский и московский автозаводы получили первые эшелоны стального листа.

В 1949 г. возрождение "Запорожстали" заверши­лось. Производственная мощность завода значитель­но превысила довоенный уровень: была осуществлена реконструкция цехов, увеличилась мощность агре­гатов, повысился уровень механизации всех звеньев металлургического производства, основные произ­водственные процессы механизированы и автомати­зированы, построены новые цехи и агрегаты, внедря­лась технология скоростного сталеварения.

В короткий срок из руин и пепла был возрожден, во многом реконструирован на новой технической ос­нове и достроен гигант электрометаллургии Украины — электромсталлургический завод "Днепроспецсталь". В его цехах установили электропечи более совершен­ной конструкции. Первую послевоенную плавку здесь произвели 26 октября 1948 г. Многие знатные электрометаллургии довоенного времени — М. А. Бой­ко, И. И. Казюков, М. С. Семикопепко, В. Е.. Усатюк, Ю. А. Шульте (впоследствии — доктор технических наук, член-корреспондент АН УССР), А. Ф. Трегубенко стали творцами послевоенной трудовой славы "Днспроспецстали".

28 октября 1949 г. принято считать днем второго рождения завода ферросплавов, который вскоре пре­взошел довоенный уровень производства. Измени­лись характер и сортамент выпускаемой им продук­ции. За разработку и освоение технологии производ­ства металлического марганца в 1951 г. была присуж­дена Государственная премия СССР главному инже­неру завода В. Ф. Волкову, начальнику цеха Ф. А. Заваде, старшему мастеру М. С. Семенцу и старшему плавильщику Н. А. Краснокутскому.

В установленный правительством срок — в июле 1947 г. — вступила в строй первая коксовая батарея коксохимического завода, к концу того же года — еще две, а затем и другие. К концу первой послевоенной пятилетки коксохимики увеличили выпуск продук­ции по сравнению с 1940 г. на 44 процентов. Фашисты полностью уничтожили корпуса эвакуированного за­вода огнеупоров. Но уже в 1945 г. его коллектив выдал первую продукцию. Полное восстановление завода завершилось в 1955 году.

Из предприятий цветной металлургии Днепровс­кий электродный завод одним из первых (в конце июля 1945г.) начал выдавать основную продукцию. К концу года он выполнил план выпуска анодной и электродной массы на 110 процентов. Начиная с 1950 г., завод, превзойдя довоенный уровень производства, полностью обеспечивает этой продукцией предприя­тия страны. В середине 1949 г. была введена в действие первая очередь Днепровского алюминиевого завода и получен алюминий. Вскоре вступили в строй осталь­ные корпуса и участки завода.

В годы четвертой пятилетки продолжались работы по возрождению и других крупных предприятий го­рода — моторостроительного, паровозоремонтного, им. Войкова, механического МПС, судоремонтно-судостроительного заводов. Моторостроители вначале работали над серийным производством поршневых двигателей. Но технический прогресс в авиации тре­бовал перехода к турбовинтовым двигателям. Не пре­кращая выпуска поршневых двигателей, моторо­строители провели необходимую подготовительную работу и в 1950 г. приступили к производству турбо­винтовых двигателей.

Коллектив паровозоремонтного завода уже в 1944 г. восстановил более половины производственных пло­щадей и отремонтировал 106 крайне нужных фронту и тылу паровозов. Хорошо потрудились и судоремонтники, восстановив в том же году 102 судна. На месте разрушенного фашистами карборундового завода развернулось строительство крупнейшего в СССР и Европе абразивного комбината, первая очередь ко­торого вступила встрой в 1949 г. (полностью он введен в действие в 1960 году).

В 1946 г. развернулись работы по возрождению на заводе "Коммунар" комбайнового производства. Уже в июне 1947 г. здесь была выпущена первая партия нового комбайна С-6, приспособленного к уборке зер­новых в стадии восковой зрелости, что намного сни­жало потери зерна и сокращало сроки уборки.

В годы четвертой пятилетки восстановлены завод "Интернационал" (позднее метизный), швейная фаб­рика им. Володарского, хлебо- и молокозаводы, а так­же другие предприятия легкой и пищевой промыш­ленности, строительных материалов, железнодорож­ный и водный транспорт. Развертывалось и новое про­мышленное строительство. В 1946—1950 гг. было со­оружено 26 новых предприятий, в т. ч. масло-жировой комбинат по переработке семян подсолнечника, завод по производству cуxoгo молока, шлаковатный комби­нат, завод стеклянных изделий и др. Весной 1948 г. трест "Днепрострой" параллельно с возрождением Днепрогэса приступил к строительству крупнейшего в СССР трансформаторного завода. В целом пред­приятия Запорожья четвертую пятилетку выполнили за 4 года и 3 месяца, превысив при этом довоенный уровень производства на 73 процентов, а по машинам и оборудованию — в два раза.

На протяжении 1944—1950 гг. было восстановле­но и сооружено 569,2 тыс. кв. метров жилья. К 515 улицам, существовавшим до 1941 г., добавилось 300 новых, благоустроенных, застроенных пятиэтажными домами, а также одноэтажными — частного сектора — в рабочих поселках. Было восстановлено 52 км трамвайной линии, где курсировало 90 вагонов, проложено 12 км троллейбусного пути, работало десять автобус­ных маршрутов. Была восстановлена водопроводная сеть, а канализационная — на 60 процентов (полностью ее закончили в 1953 г.). В 2,7 раза по сравнению с 1940 г. увеличилось количество магазинов и киосков, почти в 3 раза — предприятий общественного питания, а розничный товарооборот за 1950 г. достиг 938 млн. рублей.

К концу 1950 г. на 90 процентов восстановили амбулаторно-больничную сеть и количество коек в меди­цинских учреждениях города, построили четыре но­вые больницы. Были отстроены и расширены учебные помещения машиностроительного и педагогического институтов, а также средних специальных учебных заведений.

Возобновили работу две трети дворцов и домов культуры, профсоюзных клубов, кинотеатров и проф­союзных киноустановок. Развернули работу 10 госу­дарственных и 54 профсоюзных библиотеки, общий книжный фонд которых достиг 400 тыс. экземпляров.

Последующее 30-летие (1951—1980 гг.) характе­ризуется дальнейшим ростом экономического потен­циала Запорожского индустриального комплекса, его значимости в едином общегосударственном промыш­ленном комплексе. В Запорожье развиваются такие новые отрасли, как электротехническое и автомо­бильное машиностроение и химия.

Ведущее место в Запорожском индустриальном комплексе по-прежнему принадлежит группе пред­приятий черной металлургии, в которую вошли заво­ды: "Запорожсталь" им. С. Орджоникидзе, "Днепроспецсталь" им. А. Н. Кузьмина, коксохимический, ферросплавный, огнеупорный и метизный. Бесспор­ным лидером среди них является "Запорожсталь". Все его производственные участки подверглись реконст­рукции, а оборудование — модернизации, причем в ряде случаев — многократной.

Уже к концу 50-х годов "Запорожсталь" стала на­стоящей школой передового производственного опы­та. Большое значение имело промышленное исполь­зование кислорода и природного газа как интенсификаторов доменного и мартеновского производства. Это позволило увеличить почти в полтора раза годовую выплавку на маломощных мартенах. За успешное ос­воение природного газа в доменном производстве ди­ректор завода Л. Д. Юпко и начальник доменного цеха Б. Л. Таврог удостоены Ленинской премии.

24 декабря 1967 г. бригада Героя Социалистичес­кого Труда М. Т. Кинебаса приняла участие в за­вершающей плавке по годовому выпуску 100-мил­лионной тонны стали, посвятив ее 50-летию Совет­ской власти на Украине. Этой выдающейся плавкой были установлены три мировых рекорда: по продол­жительности — 1 час 40 минут, по съему стали с еди­ницы площади — 50,67 тонны и по часовой произво­дительности агрегата — 139,4 тонны.

Огромную работу по реконструкции и модерни­зации оборудования, механизации и автоматизации производства осуществлял коллектив электрометаллургического завода "Днепроспецсталь". Благодаря внедрению совершенно новых металлургических процессов, в частности, электрошлакового, вакуумного переплава и других, которыми электрометаллурги и научно-исследовательские институты занимаются здесь с 1958 г., за истекшие два десятилетия создана технология и освоено производство высоколегирован­ных сталей более 200 марок. Бывший директор завода А. Ф. Трегубенко, а также доктор технических наук, профессор Запорожского машиностроительного инс­титута Ю. А. Шультс и группа ученых Института электросварки АН УССР им. Е. О. Патона за разра­ботку и внедрение электрошлакового переплава в 1963 г. удостоены Ленинской премии.

В послевоенное время Запорожье становится од­ним из крупнейших центров цветной металлургии, представленной Днепровским алюминиевым, элект­родным заводами и Запорожским титано-магниевым комбинатом, выпускающими алюминий, различные электроды, титан, магний, кремний, германий, электротермический силумин.

В 1956 г. индустриальный комплекс пополнился но­вым крупным предприятием цветной металлургии — вступил в строй Днепровский титано-магниевый за­вод (с 1970 г. Запорожский титано-магниевый комби­нат). Построен он на месте полностью разрушенного фашистами во время войны магниевого завода. В сжа­тые сроки было налажено производство титана — ме­талла века, обладающего легкостью, прочностью, ан­тикоррозионной стойкостью и другими ценными свойствами. Уже к началу седьмой пятилетки пред­приятие более чем в четыре раза перекрыло свою про­ектную мощность. К началу 1959 г. в строй действу­ющих вошла вторая очередь завода, в т. ч. цехи по производству германия, используемого в электронике для создания полупроводниковых приборов. К 1965 г. титано-магниевый завод по объему выпускаемой про­дукции стал крупнейшим в стране. По качеству за­порожский титан отвечает самым высоким требова­ниям.

На Днепровском алюминиевом заводе впервые в стране создано производство алюминиевой проволоки из жидкого металла, внедрена технология получения силумина непосредственно из руд электротермичес­ким способом. Здесь были разработаны и освоены чрезвычайно экономичные ртутно-преобразующие агрегаты электротока, примененные затем на многих предприятиях страны. На заводе введен в действие комплекс новой отрасли производства — порошковой металлургии — производство металлического порош­ка из окалин.

Большая работа по комплексной механизации и автоматизации осуществлена на Днепровском элект­родном заводе. Открытые обжиговые печи заменены закрытыми, что значительно улучшило условия тру­да, устранило большую запыленность, позволило бо­лее чем в два раза снизить брак. Запорожский алюми­ний и электроды стали самыми дешевыми в стране.

Существенные изменения произошли в машино­строении — старейшей отрасли промышленности За­порожья.

Так, первенец советского комбайностроения за­вод "Коммунар" подвергся коренной реконструкции в связи с переходом на производство (с 1960 г.) микро­литражных автомобилей "Запорожец".

Коллектив паровозоремонтников наладил ремонт более мощных и экономически эффективных локомотивов — электровозов. Завод им. Войкова преоб­разован в специализированное предприятие по произ­водству инструментов оснастки, штампов и пресс-форм для машиностроения всего Запорожского про­мышленного комплекса. Запорожский судоремонтно-судостроительный завод впервые не только в Днепровском бассейне, но и в стране начал производить гидропескопогрузчики и другие типы судов. Появле­ние новых скоростных пассажирских судов типа "Ра­кета" и "Метеор" потребовало и ремонтных работ бо­лее высокого класса.

На моторостроительном заводе внедрение новых высокопрочных материалов, точного литья и др. поз­волило высвободить около 1 тыс. полировщиков, сэко­номить на каждом моторе более 300 кг металла, по­высить гарантийный ресурс на отдельных типах мо­торов в 20—25 раз и сэкономить в целом сотни мил­лионов рублей. За большие успехи в производстве качественных авиамоторов Запорожский моторострои­тельный завод в 1966 г. награжден орденом Ленина, а в 1977 г. — орденом Трудового Красного Знамени.

Значительных успехов добились труженики За­порожского абразивного комбината, где в девятой— десятой пятилетках наряду с реконструкцией осуще­ствлялось дальнейшее наращивание производствен­ных мощностей, совершенствовались технологичес­кие процессы. Внедрение комплексной системы уп­равления качеством продукции в годы десятой пяти­летки способствовало увеличению выпуска продук­ции высшей категории качества. В 1979 г. комбинат произвел четверть абразивной продукции, выпускае­мой в стране, более 40 процентов ее — с государствен­ным Знаком качества.

Запорожский энергомеханический завод стал од­ним из основных изготовителей в стране козловых, мостовых длиннопролетных и специальных кранов с большой грузоподъемностью для действующих и строящихся объектов энергетики, металлургии, ма­шиностроения и других отраслей народного хозяйст­ва. Наряду с крановой продукцией выпускается раз­личное нестандартное оборудование: грейферы, ле­бедки и др. Предприятие — неоднократный участник ВДНХ СССР и ВДНХ УССР.

В послевоенные годы Запорожье стало крупным центром электротехнической промышленности Ук­раины. В 50—60 гг. здесь были построены крупные электротехнические предприятия: Запорожский трансформаторный завод (ЗТЗ), завод высоковольт­ной аппаратуры, "Запорожкабель" им. Энгельса, за­вод специального технологического оборудования, Запорожский электроаппаратный завод, "Преобразо­ватель" и др. В Запорожье изготовляются мощные трансформаторы общего и специального назначения, высоковольтное комплектные распределители уст­ройства (КРУ), стабилизаторы напряжения для те­левизоров, высоковольтные разъединители, кабели, полупроводниковые выпрямители, средства автома­тизации.

Химия — одна из самых молодых отраслей про­мышленности Запорожья. В 1963 г. введен в эксплуа­тацию уникальный завод "Кремнийполимер", прис­тупивший к изготовлению широкого ассортимента кремнийорганических смазок, лаков, эмалей, син­тетических смол и др. (ныне он выпускает продукцию 180 наименований).

В январе 1961 г. вступил в строй завод искусствен­ных кож, а в 1965 г. — гидролизно-дрожжевой по изготовлению кормов для животноводства из клет­чатки, позднее — заводы резинотехнических изделий и шиноремонтный.

В Запорожье много предприятий легкой и пище­вой промышленности. Самыми значительными являются: Запорожское швейное и обувное производст­венные объединения, мебельное производственное объединение "Запорождрев", фабрики: шелкомоталь­ная, кожгалантерейная, индивидуального пошива и ремонта одежды и обуви, "Индтрикотаж", химчистки и крашения одежды; заводы: "Сувенир", стекольный, светотехнических изделий и другие.

Наиболее крупными среди предприятий пищевой промышленности являются: Запорожский масложиркомбинат, два молокозавода, два пивоваренных заво­да, завод безалкогольных напитков, кондитерская фабрика, мясокомбинат, хлебокомбинат, объединя­ющий мукомольные заводы, крупорушки, четыре хлебопекарных завода, ликеро-водочный завод, завод продтоваров, рыбокомбинат и другие.

В послевоенные годы в Запорожье создана мощная строительная индустрия — 12 строительных комбина­тов и трестов, в которых занято около 20 тыс. человек. Промышленное и гражданское строительство осуще­ствляют комбинаты "Запорожстрой" и "Запорожжил-строй", объединяющие строительные тресты "Запо­рожстрой", "Запорожалюминстрой", "Запорожметал-лургмонтаж", "Запорожэлектромонтаж", "Запорож-гражданстрой", домостроительный комбинат. Строи­тельными материалами, изделиями и конструкциями стройки города обеспечивают производственные объединения "Запорожжелезобетон", "Запорожжил-стройдеталь", "Укртяждревконструкция", "Запорож-нерудпром", "Запорожстройматериалы", заводы: ме­таллоконструкций, стекольный, электромонтажных изделий № 10, асбоцементных труб, спецжелезобето­на, теплоизоляционных материалов. Домостроитель­ный комбинат поставляет конструкции и детали для строительства жилых домов двум комбинатам круп­нопанельного домостроения общей мощностью 340 тыс. кв. метров жилья в год. Капитальный и те­кущий ремонт жилья и объектов культурно-бытового назначения ведут "Горремстройтрест", дорог и тро­туаров — "Облдорремонтстройтрест". За период с 1951 по 1980 г. в городе построено более 9 млн. кв. метров жилой площади, 32 школы, 280 детских садов и комбинатов на 34 тыс. мест, 46 лечебных учреж­дений.

Энергетическим сердцем Запорожского индустри­ального комплекса является Днепрогэс имени В. И. Ле­нина. Благодаря творческим усилиям коллектива за 30 лет после восстановления Днепрогэса здесь появилось много нового, технически совершенного, в част­ности, автоматический оператор, обеспечивающий более экономичный режим работы агрегатов, авто­матизацию и телемеханизацию режимов работы ос­новного и вспомогательного оборудования. Введение современных методов управления позволило сокра­тить численность дежурного персонала на станции с 18 до 6 человек в смену.

22 апреля 1972 г. началась коренная реконструк­ция Днепрогэса, завершившаяся 14 апреля 1980 г — в канун 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ле­нина. Впервые в практике отечественного гидрострои­тельства в едином комплексе с существующими гид­росооружениями, без остановки действующего обо­рудования построена вторая очередь Днепровской ГЭС имени В. И. Ленина, по существу, новая гид­ростанция. Это позволило более чем в два раза уве­личить установленную мощность Днепрогэса. Теперь это самая мощная гидроэлектростанция в Европе (1538 тыс. кВт). Одновременно сооружены однокамерный судоходный шлюз и вдвое расширен автопу­тевой переход.

За всеми трудовыми свершениями запорожцев стоит героический труд 190 тыс. рабочих города. Ты­сячи из них награждены орденами и медалями СССР, а 50 — удостоены почетного звания Героя Социа­листического Труда. Лишь на "Запорожстали" тру­дятся 8 Героев Социалистического Труда, 12 лауреа­тов Ленинской и Государственной премий СССР, 255 почетных и заслуженных металлургов.


Возрожденное из руин Запорожье теперь мало напоминает старый Александровск. Здесь вырос новый город с прямыми, широкими, хорошо озелененными проспекатми и улицами, просторными площадями, жилыми микрорайонами - Космическим, Осипенковским, Хортицким, Шевченковским, Павло-Кичкасским. В основу этой преобразовательной работы легли генеральный план застройки, принятый в 1965 г., и план социально-экономического развития города, разработанный в начале девятой пятилетки. С 1950 г. ведется интенсивное жилищное строительство на новой основе: повышенная этажность, индустриализация всех видов работ.

Главная артерия Запорожья - ровный, широкий, прекрасно озелененный проспект им. Ленина, протянувшийся на 15 км от вокзала Запорожье-1 до плотины Днепрогэса. Старую и новую части города длительное время разъединяла довольно глубокая и широкая балка. В створе проспекта имени Ленина комсомольцы соорудили огромную дамбу, соединившую разрозненные части города и проспекта в единую магистраль.


Институт истории Академии наук УССР, 1981 г. Авторский коллектив: Л.И. Васильева, Л.Е. Нечаенко, С.Т. Страшников
Источник информации: Очерки истории Запорожья. Запорожье, РИП "Выдавець", 1992.
Главная страница         Оглавление раздела         Гостевая книга
Наши ресурсы:
Бесплатный ВИДЕОЧАТ Чатовка.net
Альбом КРАСОТЫ - частные фото
Kiss.zp.ua - портал знакомств
Запорожский форум
Copyright © 2000-2009 by TiNet.
Автор сайта, фотографии, дизайн и программирование - Андрей М.
Информация для рекламодателей